«Благодаря Fulbright FLTA я выросла как профессионал, изменила свое восприятие жизни»: Асем Измуханова о программе обучения в США

Асем Измуханова – старший преподаватель английского языка в Алматы Менеджмент Университет
Программа: Fulbright FLTA (Блумингтон, штат Индиана, 2018-2019 гг.)
Instagram: mandniche

- Асем, когда Вы решили подать заявку на программу обмена? Что подвигло?
- Я всегда мечтала получить образование в США. У меня есть дядя, который своим примером показал, что это вполне реально. Смотря на то, что он сделал, я понимала, что и я могу добиться такого же успеха. Впервые решила подавать заявку в 2015 году, когда заканчивала магистратуру. В первый год мне сказали, что у меня мало преподавательского опыта. Прошла конкурс только в третий раз и поехала в 2018-м.

- Расскажите, как программа обмена повлияла на Вашу жизнь?
- Благодаря программе Fulbright FLTA я выросла как профессионал, обрела настоящих друзей, изменила свое восприятие жизни. До отъезда моя жизнь состояла из конкретных этапов, которые я должна прожить по истечению времени. Но, пробыв год в США, я поняла, что жизнь так многогранна. Все мои мысленные шаблоны были разбиты вдребезги, когда я встретилась с невероятными людьми с очень непростыми судьбами. До отъезда я считала себя очень открытым человеком, доверяющим людям. Так я себя представляла в своей голове. Но все изменилось в США. Приехав и Индиану, я и моя подруга остановились у совсем чужого человека, с которым познакомилась в Facebook. Мы прожили у нее два дня, после чего нашли квартиру в аренду, где начали обживаться. И вот эти малознакомые люди приходили к нам и предлагали свою помощь – кто-то приносил матрас, другие – кастрюлю. И в тот момент я поняла, что у меня, оказывается, были проблемы с доверием. Я думала: «Почему они дают нам свой новый матрас бесплатно?». В любом действии я искала какой-то подвох. Потом я поняла, что есть люди разные, отдающие в том числе. В Америке я занималась танцами, куда приходили люди старшего поколения. Это был удивительный опыт. У меня появилась знакомая, которой было более 90 лет. Она ходила с тросточкой и сама за рулем автомобиля приезжала на танцы. Помню, как однажды я у нее спросила: «Зачем Вы танцуете?». Она ответила, что хочет таким образом тренировать свой мозг. Эта бабушка перевернула мое представление о пожилых людях. Также отмечу, что я дружила еще с одной пожилой парой, у которой было два сына. Один из них служил в Ираке. С ними мы часто разговаривали на политические темы. В целом для меня это был великолепный опыт. Было много интересных людей, с интересными судьбами. Когда я все эти знакомства и истории пропустила через себя, то поняла, что моя жизнь совсем простая. Именно в США мое восприятие жизни расширилось.

- Что необычного Вы узнали о США?
- На самом деле каждый день я узнавала что-то новое, мне было очень интересно познать и понять менталитет, мышление, культурные и жизненные ценности американцев. В Америке есть закон о конфиденциальности и безопасности семьи – Family Educational Rights and Privacy Act. Согласно ему, люди, которые работают в сфере образования, не имеют права разглашать персональные данные студента или ученика. До того, как я принялась за работу, подписывала документ, что не буду разглашать данные студента. В противном случае на меня могли бы подать в суд. Также я не имею права фотографировать студентов без их согласия. Если я его получу, то да, пожалуйста. Есть также такое правило, опять же в рамках этого закона, согласно которому я не могу рассказывать о студентах своим родным или друзьям. Даже если родители 18-летнего студента запросят у нас его оценки, мы не имеем права давать их без согласия самого студента. Бывает, что в наших школах или университетах выставляют оценки на всеобщее обозрение. В Америке такого точно не будет. Также отмечу, что во время работы в Indiana University, у меня был свой кабинет. Но если ко мне заходит студент, то я должна была оставить открытыми двери. Это делается для того, чтобы все могли видеть, что в кабинете не происходит ничего противозаконного.

- Что Вас больше всего удивило во время обучения по программе?
- Американское обучение предполагает, что студент и преподаватель делят ответственность. Преподаватель оснащает студента ресурсами, материалами, приглашает гостевых спикеров, а дальше студент идет сам и уже самостоятельно прокладывает свой академический путь. Что еще удивило? Повсюду (будь то уборная или рабочий кабинет) были флаеры с текстом «Секс и согласие». Там черным по белому было написано, что секс без согласия – это насилие. И если кто-то столкнулся с этим, то можно было позвонить или написать по определенному номеру. У нас открыто на эту тему говорить не принято ведь, поэтому эта фраза запечатлелась в моей голове.

- Что понравилось в программе обучения в США, какие выводы сделали для себя?
- Мне очень импонировало отношение преподавателей к студентам. Отношения были равными, честными и открытыми. Кроме того, каждую неделю я получала отчет от IUPD Bloomington (The Indiana University Police Department – это отдел полиции при университете). Там советовали, например, не гулять в том или ином районе, где произошла драка или авария. Сначала я удивлялась, а потом поняла, что это делается для моей же безопасности.

- Увидели ли Вы что-то такое там за океаном, что хотели бы обязательно внедрить у нас, исходя из нынешней реальности?
- Кроме работы и учебы в университете Индианы, раз в неделю я ездила в другой конец города для того чтобы бесплатно поработать в секонд хенд My Sister’s Closet. Это был магазин, который помогал женщинам, жившим на улице, отбывшим тюремный срок, молодым матерям, которым некуда было пойти. Мы помогали им найти временное жилье, помогали с одеждой, средствами личной гигиены. Обычные американцы приносили нам упаковки подгузников, коробки мыла, старую одежду или обувь – все это мы распределяли между женщинами, которым это было нужнее всего. Я помню, как к нам пришла женщина, отбывшая срок. У нее получилось найти работу, мы ей подбирали одежду для собеседования. Женщины, с которыми я работала в той организации, стали моей настоящей семьей. По возвращению в Казахстан, я знала, что продолжу помогать людям. И когда я познакомилась с директором и организаторами проекта Fulbright Rural Teaching, поняла, что это мое. У нас много планов, есть разные идеи для реализации, улучшения проекта, поэтому будем работать и создавать новое для наших учителей.

- Как Вы применили полученные знания в Казахстане?
- До отъезда из Казахстана я поддерживала тесную связь с Мадиной Галиевой, которая тоже является выпускницей программы Fulbright FLTA. И когда я приехала из США, она рассказала мне о проекте Fulbright Rural Teaching. Тогда он только начинал развиваться. Я сразу же загорелась этой идей. Уже через месяц уехала в Павлодар, чтобы стать волонтером для организации разных мероприятий в рамках данного проекта. Fulbright Rural Teaching нацелен на улучшение методических навыков учителей английского языка в сельских, районных школах Казахстана. Также мы, выпускники, рассказываем про программы, позволившие нам получить образование в США, делимся многочисленными возможностями обучения, прохождения профессиональной стажировки в США. Через год уже с директором проекта Светланой Жанабаевой мы провели еще один пятидневный онлайн семинар в Кызылорде, а в марте этого года планируем организовать аналогичный семинар для районных преподавателей Семея. Процесс организации этих семинаров очень интересен, уже сейчас я вижу результаты: наши преподаватели выступают на областных семинарах, организовывают сессии, где делятся знаниями, которые они получили в рамках нашего проекта. За два года наш проект охватил 107 учителей английского языка в трех региона Казахстана: Шымкенте, Павлодаре и Кызылорде.

- Какие рекомендации Вы бы дали будущим участникам программ обмена?
- Это очень познавательная программа, где у вас будет возможность поделиться своей культурой, учить казахскому языку, и самому выбирать курсы, которые интересны вам. Если вы чувствуете, что это то, что вы хотите, пожалуйста, подавайте на эту программу. Я подавала на нее три раза подряд и прошла только с третьей попытки, и, если бы мне пришлось повторить этот же путь снова, я бы сделала это без раздумий.