«Незабываемое путешествие, открывающее новые горизонты возможностей»

Жанар Жаксылыкова  - социальный активист 

Программа: UGRAD (2007 г.)

- Как Вы стали участником программы?

На первом курсе университета у меня была мечта побывать в США. И в поиске возможностей мне посчастливилось увидеть в деканате Актюбинского университета, в котором на тот момент я училась на факультете иностранных языков, информационные материалы программы UGRAD. Они были в единственном экземпляре, я попросила их отксерокопировать. С этого все и началось. Вот только в первый раз я не прошла. На второй год я проанализировала свои ошибки и подошла более серьезно к заполнению заявки, написанию эссе. Это, конечно же, дало свой результат – меня взяли в программу. Когда мне сообщили о победе, у меня, наверное, неделе две была полная эйфория. Для меня, студентки второго курса регионального университета, человека из среднестатистической семьи, это было большим достижением, большой победой! Родители учили меня, что образование – это то, во что стоит инвестировать свое время и ресурсы, знания будут открывать новые горизонты возможностей. Этому совету я следую по сей день, и он работает. По программе я училась в штате Северная Каролина, в небольшом частном колледже по специальности Education.

- Когда состоялся Ваш первый визит в США, что необычного для себя отметили?

Удивила тотальная законопослушность граждан. Это сразу же ощущаешь по прибытию в аэропорт. Законы и правила там существуют не просто так, а для того, чтобы жизнь была упорядочена и безопасна. Еще удивила их политкорректность и толерантность в словах и поведении к людям разных религиозных конфессий, рас, национальностей и др. Очень тронула приветливость людей в небольших городах. Местные жители даже предлагали мне взять машину на период учебы или просто пользоваться их ноутбуком на целый год без всяких документов. Также поразило отношение к благотворительности по поддержке жизни своего сообщества – люди заботятся о жизни района либо какого-то сообщества, так как понимают, что их жизнь в нем – это командная игра.

- А во время обучения было что-то, что удивило?

Отношения между профессорами и студентами. Они абсолютно равные и взрослые. Профессор только дает знания на 30%, а студент остальные 70% должен искать сам. Никто за ним не бегает, никто его не контролирует. Наша же кредитная система на тот момент – 2007 год очень сильно отличалась от системы обучения в США. Еще очень строгая система контроля по плагиату и списыванию. У нас бывает, что студенты могут помогать друг другу, делиться домашней работой. В США невозможно сдать работу, которую написал не ты. Там за это грозит серьезное наказание, в том числе и исключение из колледжа. Что касается молодежи по общению с местными жителями и однокурсниками мне понравилось, что в США родители учат детей быть самостоятельными и уметь принимать решения, а также нести ответственность за принятое решение.

- Как в итоге Вы применили знания, которые там получили?

По приезду в Казахстан в рамках университетской практики мне дали 9-й класс в одной из школ Актобе. Если честно мне даже было страшно к ним подступиться. Я старалась строить уроки максимально интересно в игровом формате с учетом моего полученного опыта в рамках учебы в США. Помимо школьной программы, мы учили английский при помощи песен, фильмов, я приводила на уроки волонтера Корпуса мира Перри Тайчера. К слову, потом из этого класса четыре ученика уехали в США по программе FLEX. Надеюсь, что в этом был какой-то и мой вклад. Самый ключевой опыт, полученный в США, был опыт волонтерства. Мы с однокурсниками поехали в штат Луизиана, где помогали восстанавливать дома после урагана «Катрина». Я впервые работала дрелью, устанавливала люстру, проверяла кафель и др. в доме пожилой женщины, благодарность которой заставила понять ценность вклада, который может сделать каждый. Меня очень сильно вдохновила идея волонтерства тем, что для того, чтобы помогать людям требуется только желание, остальное находится уже по ходу дела. После Америки волонтерство стало моим способом мышления и частью моей личной культуры.


- Волонтерством Вы занялись и по приезду в Казахстан?

Да, подруга предложила мне волонтерить в организации с детьми с особыми потребностями – ОО «Общество парализованных граждан г. Актобе». Мы с другими волонтерами устраивали для детей пицца-пати, вечеринки, сажали вместе растения или просто гуляли в парке. Все мероприятия были направлены на социальную интеграцию детей в общество. Другой проект был экологическим. Мы с друзьями поддержали идею нашей подруги Алии Бижановой, которая заключалась в том, чтобы собирать старую, но работающую технику, от людей, которым она уже не нужна, и передавать ее тем, кто не может ее себе купить в силу отсутствия средств. Проект назывался Digital for Everyone и был реализован в Алматы. Люди очень много отдавали техники, потому просто не знали, что с ней делать, а отдать на благотворительность видимо им было приятно. Это было круто передавать дедушке более новый телевизор в сравнении с его стареньким. Либо отдать микроволновку многодетной маме, в которой она нуждалась. Помню даже отправляли компьютеры через поезд общественным организациям. Приятные воспоминания. Забота об окружающей среде для меня тоже важна, сейчас в основном мое эко поведение заключается в сдаче пластика на переработку и использование различных эко вещей, чтобы не плодить пластик дома.

- Чем Вы занимаетесь сейчас?

Последним моим проектом, который я реализовала, был проект «Girl’s Power». Он был поддержан Американским уголком, Посольством США в Казахстане и ОФ «Замандас 21». В рамках проекта мне и двум тренерам Мадине Шынасыл и Асем Абдигалиевой удалось обучить 27 девочек жизненным навыкам, проектному менеджменту и волонтерству, организовать ряд встреч с успешными женщинами и визит в UNICEF. Девочки познакомились с проблемами общества и реализовали 3 волонтерских проекта, таким образом, получив практический опыт и реализовав свой потенциал. Девочки стали увереннее, развили навыки коммуникации и лидерства, научились работать в команде. Я считаю, что реализовав свой потенциал еще в школе, дети будут активными в устойчивом решении проблем своего сообщества, поддерживая культуру волонтерства и привлекая в нее больше своих сверстников.

- Какие рекомендации Вы могли бы дать тем, кто планирует поехать в США?

Первое, это открыто знакомиться с людьми других культур, выходить из привычной матрицы мышления человека постсоветского пространства. Второе, активно погружаться в процесс обучения и общения. Не стесняться просить помощи у однокурсников или профессоров, тебе всегда будут рады помочь. Получить опыт волонтерской работы. Обязательно путешествовать.