«Я получил огромный пласт знаний и абсолютно разного опыта»: Владимир Алексанин об обучении в США

Владимир Алексанин – психолог, арт-терапевт, психолог-сексолог, обучающий тренер, президент общественного объединения Migdal
Программа: IVLP on Advocacy and Support for Minority Interests (5-23 ноября 2018 год)

- Как и когда Вы стали участником программы IVLP?

- По второму образованию я психолог. Волонтерство, НПО и так далее – это те направления, в которых я на тот момент уже работал. Однажды мой друг Алексей рассказал о том, что существуют образовательные программы, которые организуют при содействии Посольства США в Казахстане. Хорошо помню, как Алексей сказал, что одно только желание не способствует 100-процентному участию. Я решил попробовать, заполнил анкету, а позже мне сказали, что мою кандидатуру одобрили. Сказать о том, что я был очень счастлив, это ничего не сказать. Я был на седьмом нее от счастья. Это было в ноябре 2018 года, и это был вход в зону самосовершенствования.

- Расскажите о поездке.

- В США мы были три недели, объездили пять штатов, побывали в Вашингтоне, Нью-Йорке, Детройте, Чикаго, Финиксе и Скоттсдейле. У нас была мини-группа из четырех человек, и каждый раз перед нами открывался настоящий спектр того, как работают в разных штатах разного возраста. Мы видели, как работают разные НПО, видели тех, кто живет только на пожертвования. Мы не просто слушали и смотрели, но и вели диалоги. Рассказывали про свой опыт, нам рассказывали про свой. Обучались с утра и до позднего вечера.

- Было ли что-то, что удивило?

- Меня удивило, что перед Белым домом можно скандировать лозунги, там никто не разгонит толпу, они могут в мирном порядке высказывать свои политические мнения. В мэрии можно прийти и посмотреть, как работает мэр. Это меня поразило, это здорово.

- Как программа обмена повлияла на вашу жизнь?

- Я получил огромный пласт знаний и абсолютно разного опыта. Ты загружаешься в среду, изучаешь все, устаешь, а к вечеру получаешь аналитику. Иногда даже утром просыпаешься и думаешь: так, это нужно повторить в Казахстане. Для меня это был скачок, своеобразный толчок. По завершению программы я сразу же выиграл грант Посольства США по проекту «Стоп буллинг Костанай».

- Расскажите об этом подробнее.

- В конце 2019 года мне сообщили, что я выиграл грант в размере три тысячи долларов США. Основная масса пришлась на карантин, поэтому то, что хотели сделать офлайн, пришлось делать онлайн. Проект был направлен на школьных учителей. Почему на учителей? Потому что дети из школ уходят, заканчивают, а учителя остаются. Они те, кто должен транслировать недопустимость травли и буллинга. А иногда бывает наоборот – учителя сами зачастую являются зачинщиками буллинга. До поездки в США я прошел обучение в Беларуси, и, суммировав весь опыт, создал этот проект. Использовал методику, которую увидел во время обучения. В течение программы, которая состоит из 72 часов обучения, мы рассказывали, что такое буллинг, чем он отличается от конфликта. Мы решили подобрать методику арт-терапии и использовали метафорические ассоциативные карты. Ребенку легче рассказать о том, что его обижают, именно через рисунок.

- Сейчас этот проект продолжается?

- Проект, который мы запланировали по обучению учителей и недопущения в школах буллинга в городе Костанай продолжается без финансирования. Также появилась подобная кампания при поддержке ЮНИСЕФ по недопустимости школьной травли, которая направлена уже не на учителей, а на детей. Туда меня позвали тренером. Цель этой кампании заключается в том, что волонтеры приходят в школу или в Zoom, в зависимости от эпидемиологической ситуации с COVID-19, и рассказывают детям, что буллинг – это не хорошо. Коллаборации продолжаются. Я был очень рад, когда Касым-Жомарт Токаев в одном из своих выступлений с большой трибуны сказал, что с буллингом в школах будем сражаться.

- Какие рекомендации Вы бы дали будущим участникам программ обмена?

- Будьте жадными до знаний. Для меня формула успешности человека определяется не тем, сколько у него денег, а тем, насколько он жаден до знаний. Образованность – это признак ума, признак того, что человек любопытный, интересный, и это бесценно. В моей жизни программа стала очень ярким событием, которое на меня здорово повлияло. Я стал дипломатичным, стал прислушиваться, улучшил свой английский. В обучении по программе самое главное – любопытство.